Новости форума и карта важных тем

Перейти к содержимому

Фотография

Джорджо Вазари


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Вайпер

  • Маршал

    Репутация
    72
  • 784 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2014 - 21:20

jxNgHfV.jpg?1

Джорджо Вазари

(1511-1574)

Итальянский художник, писатель, историк и архитектор, видный представитель маньеризма, считается основателем историко-художественного письма.

 

          Конечно, всем форумчанам это известно, но я так, на случай, если какой-нибудь гость забредет, напомню. Маньери́зм (от итальян-ского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Часть исследунов - относительно небольшая - не считают маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Если по-простому, то маньеризм - это выражение формо-творческого, "претенциозного" начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

          Все эти ипостаси Вазари приобрел потом, а сначала был просто мальчик Жора, который появился на свет 30 июля 1511 года. Папаша его был гончаром, и некоторые могут подумать, что Жорик стал художником и писателем только потому, что впадлу было "ручки пачкать". Может, в этом и есть доля правды, но человеком он стал все же неплохим.

          Поначалу Жора рос шпана-шпаной, даже погоняло у него было – Аретино. И вовсе не потому, что родился в городишке Ареццо, что в Тоскане. Но … В парнишке явно была и склонность к изящному… Короче, он был, как принято говорить сейчас. "тонкой натурой", в отличие от "толстых натур" соседских мальчишек.

          В то время жил в Ареццо один мафиози1, которого звали Гийом, но знакомые обращались к нему проще – Марселец. (Марсель в те вре-мена был аналогом Ростова-папы, как, впрочем, и сейчас.) За какие-то провинности – за что именно, история не сохранила – этот право-нарушитель занимался в Ареццо общественно-полезным трудом, расписывая витражи в местной церквушке. Он-то и стал первым учителем нашего героя. А было последнему всего-то одиннадцать годков.

          Жора, по всей видимости, проявил немалые способности в искусстве (в художественном, я не о карманных кражах сейчас говорю). Вынужденный из-за этих самых "шалостей" с карманами достопочтенных аретинцев в тринадцатилетнем возрасте перебраться в дивную Флоренцию, он тотчас стал работать на самого Баччо Бандинелли2 (sic!), ах да, "он продолжил образование" у него, и некоего Андреа по кличке Портной3 (в мастерской последнего он работал "официально").  Вскоре после того был замечен кардиналом Кортоне, который "доставил юному Вазари покровительство Александра и Ипполита Медичи"4. Склонность и церковных иерархов, и семейства Медичи к распутству давно известна, поэтому логично было бы предположить… Но мы этого делать не будем, потому что, как говорится, "свечек мы не держали", да и вообще  это "их проблемы". После очередной "цветной революции" герцоги вынуждены были покинуть город, а, следовательно, "крышевать" шайку, ах простите, мастерскую художников, было уже некому. Жоржа с подельниками, например, Россо, отправляют в Ареццо (видимо, это был италианский средневековый аналог Колымы), где они "получали некоторые заказы и стали выполнять трудные работы стенной живописи фреской"5, т.е. принудительно работали в сфере ЖКХ. "Художник" Россо, мастер на все руки, уже достигший к тому времени большой известности, поднатаскал молодого Вазари, который впоследствии подробно описал жизнь и труды своего нового наставника. Конечно, опустив ненужные подробности.

          Так и остался бы Жора обычным мелким жуликом и воришкой, но…

          "Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу, постоянно кидала его в разные концы страны…" И привела его в 1529г. в Рим. Вообще-то он по направлению флорентийской ячейки приехал туда на "курсы повышения квалификации", но неожиданно для всех познакомился с работами Рафаэля, Микеланджело и некоторых других. Это "знакомство" было сродни удару молнии. Знаете ведь, есть настоль-ко красивые вещи, что они причиняют почти физическую боль. Так было и с Жорой. Это первая, и не самая важная, причина произошедших с нашим героем перемен.

          Вторая – была куда серьезней.

          Как раз в это время умер его отец, и на плечи молодого парня легла забота о трех сестрах и двух братьях – и это изменило его судьба. Прямо как по Достоевскомму, или, еще древнее: "Vitia otii negotio discutienda sunt" по Сенеке.

          На всякий случай, - вы-то знаете, но вдруг сюда заглянет кто посторонний, - дам и перевод: "Пороки праздности нужно исправлять трудом".

          Первоначально Джорджо (станет теперь называть его так) еще пытался взяться за старое. Как пишут в официальных биографиях (инте-ресно, им еще кто-нибудь верит?), "некоторое время он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в то время граничило с искус-ством"6. То есть был фальшивомонетчиком, которых тогда было по всей Европе, как собак нерезаных. Вероятно, из-за его неопытности, или по навету конкурентов, но скорее всего потому, что слишком велик был риск ареста, а, значит, и слишком велика вероятность потери кормильца его родными, он решил все бросить и переехать в Пизу. Во всяком случае мне хочется думать, что именно забота о близких стала причиной его прощания с бурной молодостью. Джорджо (заслужил-таки имя, чертяка!) оседает в Пизе и, не опасаясь падения известного небоскреба, занима-ется живописью.

          Этот шаг – первый, который характеризует его, как хорошего человека. Знаю, это трудно понять человеку современных, просвещенных взглядов на жизнь, человеку, живущему в мире, где матери отказываются от сыновей, а отцы бросают еще нерожденных дочерей, в мире, в ко-торым детишки, став старше,  - о взрослении речь не идет - со спокойной совестью (или тем, что ее им заменяет), отправляют родителей уми-рать в дома престарелых… Да понять поступок Вазари таким людям, привыкшим жить ради себя, сложно, но есть же "динозавры", которые счи-тают его выбор – истинно человеческим.

          В 1542-1546 гг. он работал в Риме, под патронажем кардинала Фарнезе. От творений этого периода сохранились фрески в зале ПавлаIII во дворце Канчеллерия. Затем художник вернулся во Флоренцию, где снова пользовался покровительством страх знакомых - могущественного семейства Медичи. В 1554 году Джорджо поступил на службу к герцогу Козимо I, а затем служил при дворе Франческо I. Через год этот влады-ка доверил Джорджу роспись Палаццо Веккьо. В 1560 году он начал создание своего главного архитектурного творения - ансамбля Уффици во Флоренции, с узкой улицей-коридором (носящим его имя) между площадью Синьории и набережной реки Арно. Ансамбль был завершен после смерти Джорджо Вазари архитектором Буонталенти в 1585 году. К другим известным архитектурным памятникам работы мастера относятся Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562), Палаццо делле Лодже (1573-1581) в Ареццо. В 1562 Вазари построил восьмиугольный купол на вершине Базилика Богоматери Смирение в Пистойе Среди живописных творений художника известны фрески в Зале Реджа в Ватикане (1571-73), роспись собора во Флоренции, портрет Лоренцо Великолепного и полотно "Кузница Вулкана", хранящиеся в музее Уффици.

          Однако наибольшую известность Джорджо Вазари принесла книга "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" ("Le Vite de'più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti"), в которых собран богатейший фактический материал о жизни и творчестве итальянских ху-дожников эпохи Возрождения. В "Жизнеописаниях...", несомненным достоинством которых является живой язык изложения, отражены также и интересные критические суждения самого Вазари. Первое издание книги вышло в 1550 году, а второе, дополненное, увидело свет в 1568 году.

          Это последнее подтверждение его человеческих достоинств. Понимаете, ситуация такова. Допустим, Вазари стал писать книгу на заказ, рассчитывая на хорошее вознаграждение. Ничего зазорного в этом нет, но… После выхода в свет первого издания, т.е. после гипотетического получения гонорара, он остался неудовлетворен своей работой. И восемнадцать лет по всей Италии собирал сведения для исправления и до-полнения своего труда! Восемнадцать лет! Это уже никакими материальными благами не объяснить. Просто Человек хотел сделать свою работу так, чтобы не было стыдно. Чтобы он мог, вторя Цицерону, сказать: "Feci guod potui, faciant meliora potentes". (Для тех немногих, кто позабыл латынь: "Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает больше".)

           Больше мне говорить о становлении Человека по имени Джорджо Вазари не хочется.

          Умер  Джорджо Вазари в 1574 г., 27 июня.

          Награды и премии.

   Это его работы, разумеется

 

______________________________________________________________

1 Guglielmo da Marsiglia  (1475–1537) – «больше не знают о нем ничего».

2 Baccio (тоск.) – находящийся в тени, теневой. Bandi (итал.) – изгнание, ссылка.

3 Sarto (итал.) - портной.

Андре́а дель Са́рто (итал. Andrea del Sarto), настоящее имя Андреа д’Аньоло ди Франческо ди Лука ди Паоло дель Мильоре Ваннукки (итал. Andrea d'Agnolo di Francesco di Luca di Paolo del Migliore Vannucchi;1486/87, Флоренция — 21 января 1531, Флоренция).

4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Там же.

Там же.


Сообщение отредактировал Вайпер: 03 Апрель 2014 - 21:47

Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных