Новости форума и карта важных тем

Перейти к содержимому

Фотография

А. П. Казанцев


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Вайпер

  • Маршал

    Репутация
    72
  • 784 сообщений

Отправлено 06 Август 2014 - 11:03

 8CWcIBD.jpg?1

 

Александр Петрович Казанцев

 

Родился 2 сентября 1906 года

Умер 13 сентября 2002 года

 

     Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инжене-ром-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с напи-санным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940-1941 годах его печатала с продолжением газета "Пионерская правда", исправления и дополнения 1957; исправления 1962, исправления 1975) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.

    С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. Ис-пытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942. В 1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.

    Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг. 1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.

    При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе "Георгий Седов" и посетить немало полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).

    Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован 1946 году), в 1952 году издается «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман "Полярная мечта", а в 1970 году - в роман "Подводное солнце"), а в 1964 году - роман «Льды возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой "фантасти-ки ближнего прицела" и "антиимпериалистической" фантастики. Роман "Внуки Марса" (1963, иначе - "Планета бурь"), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».

    Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной в сравнении с произведениями авторов, которые начали пуб-ликоваться после выхода революционной "Туманности Андромеды" И. Ефремова. Автор чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, и он занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.

    Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы "Сильнее времени" (1973), "Фаэты" (1974), "Купол Надежды" (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодо-гвардейской» школы фантастики.

    В 1981 году Казанцев публикует автобиографию "Пунктир воспоминаний" - весьма характерный документ, по которому вполне можно сос-тавить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».

    В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма ("Острее шпаги", 1984) и о Сирано де Бержераке ("Клокочущая пустота", 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа. Произведения сле-дующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и "Спустя тысячелетие" (переиздан в 1997 году), дилогия "Иномиры" (1997) и историко-фантастическая дилогия "Звезда Нострадамуса"(2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.

    Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.

Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.

 

 

 


Сообщение отредактировал Вайпер: 06 Август 2014 - 12:42

Изображение

#2 Рэлберик Нариан

  • Губернатор

    Репутация
    76
  • 874 сообщений

Отправлено 10 Август 2014 - 17:36

Александр Петрович возможно был первым автором, с которого началась моя любовь к научной фантастике. Я несколко раз перечитывал фаэтов в детстве. И по сей день это мой любимейший писатель, и мой любимейший роман.


Изображение


#3 Half-Orc

  • Человечище

    Репутация
    447
  • 3 779 сообщений

Награды

                                   

Отправлено 10 Август 2014 - 18:27

Первое что читал у него из трёхтомника - Фаэты.  Долгое время считал что в предыдущих 2 томах тоже было про них. Сейчас уже забылась книга, кроме основного сюжета - взрыв планеты, остатки спасаются на ближайших планетах, затем через кучу биллионов лет спасение их землянами и имя только одного второстепенного героя Гор Зем, приведшего банду диких обезьян с планеты имени его фамилии  в цивилизацию. Читал ещё немало его романов и повестей и , если это касалось востока (в частности страны восходящего солнца), то непременно появлялся негодяй япона-папа с взрывчаткой, который хотел тама к такой то мама всё взорвать. Ну не любил Саша японцев, просто ужасть как не любил. Последннее что читал у него - роман или повесть про Сирано де Бержерака - современника д'Артаньяна. Также читал, но без особого интереса его произведения про шахматы - Дар Каиссы.


Le Allgothic est mort. Vive le Allgothic!

Наёмник с ОллГотика, ставший Легендарным Гуру на Бесте.


#4 Рэлберик Нариан

  • Губернатор

    Репутация
    76
  • 874 сообщений

Отправлено 11 Август 2014 - 07:36

А я Дар Каиссы читал с удовольствием. Правда смутно помню о чем там, но точно помню, что ни от одного из прочитанных произведений я не оставался недоволен.


Изображение


#5 Вайпер

  • Маршал

    Репутация
    72
  • 784 сообщений

Отправлено 11 Август 2014 - 22:41

Все произведения этого автора хороши. Если сейчас и видишь некоторые недостатки в его книгах, то все равно остаешься под впечатлением, полученным при прочтении "тогда".

Фаэты - это шедевр. Тогда на многое еще не обращал внимания, но в романе полно аллюзий на современность. К примеру, на той, разрушенной планете было противостояние между людьми разных типов: длинноголовыми и короткоголовыми. И это противостояние привело к разрушению фаэтона. Эти типы по-вумному (в антропологии) называются долихо- и брахиоцефалы. Англосаксы - долихоцефалы, а кто вторые - догадайтесь сами.


Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных